Учимся играя
Индивидуальная подготовка детей к школе                         
Главная Занятия Игры Литература Отдых К праздникам  Мероприятия Контакты

Изучаем часы

Время. Часы. Детям о времени. Как научить ребенка определять время по часам. Как познакомить ребенка с часами.

  Ориентация во времени является одним из важных жизненных навыков, который нужно сформировать у ребенка. 
Знакомство ребенка с часами начинают, когда он уже знаком с цифрами  и счетом.
Для взрослого человека умение пользоваться часами – обычная вещь, но для дошкольника это очень трудоёмкий процесс.
 
Примерные этапы обучения.
 





1 Знакомство с циферблатом и часовой, минутной и секундной стрелками.
 
2 Определение "ровного" часа: часовая короткая стрелка показывает на 2, а минутная длинная - вверх (на 12) -"Сейчас ровно 2 часа."

И т.д., пока ребенок сам не будет правильно ставить стрелки на своем личном будильнике.
Обратить внимание ребенка, что за 1 час часовая стрелка "проползает" от одной цифры до другой, а минутная стрелка движется быстрее - за 1 час успевает "пробегать"целый круг.
Решаем задачки:
- Марина начала читать сказки в 5 часов, а закончила книгу в 6 часов. Сколько времени она читала?
- Друзья к Сереже пришли в 7 часов, а разошлись в 9 часов. Сколько времени они играли?
- Бабушка начала шить внучке сарафан в 10 часов, а закончила - в 2 часа. Сколько времени бабушка шила сарафан?
 
3 Определение половины часа.

Например, показать половину пятого: минутная стрелка показывает вниз (на цифру 6), а часовая стрелка "проползает" только половину расстояния от цифры 4 до цифры 5 (стоит между 4 и 5).
Тренируемся на разных часах.
Рисуем стрелки на циферблатах в тетради.
 

4 Определение четверти часа.


Для наглядности изготавливаем бумажный круг, делим его на 4 части, надрезаем по двум линиям - накладываем на циферблат часов и отгибаем четвертинку: расстояние от 12 до 3 минутная стрелка проходит за четверть часа. Когда минутная стрелка показывает на цифру 3, а часовая приближается, например, к цифре 7 - это четверть седьмого и т. п.
 



5 На крупных часах считаем черточки - минутки:


...5 минут -на часах с боку наклеиваем цифру 5;

считаем дальше...- 10 минут - ребенок наклеивает цифру 10;

... 15 минут - на корпусе часов ребенок наклеивает цифру 15.

15 минут = четверть часа

15 минут = четвертинка часа
 
6 Осваиваем определение времени: ровно час, половина часа, четверть часа, 1 минута, 2 минуты, 5 минут, 10 минут, 15 минут.
Что можно сделать за 1 минуту, 5 минут, 1 час? Детям очень нравится экспериментировать с различными песочными часами.
 
7 Счет до 30.
Счет пятерками до 30. Можно использовать линейку, сантиметровую ленту, специально изготовленное пособие, где выделены цифры 5, 10, 15, 20, 25, 30.
Считаем минуты и с боку на корпусе будильника наклеиваем цифры 20, 25, 30.
Осваиваем определение времени в пределах получаса.
 

8 Счет до 60 по минутам.

Счет до 60 пятерками (5,10,15,20,...55,60).
1 час = 60 минут
1 час = полчаса + полчаса
1 час = 30 минут + 30 минут (используем бумажный круг, согнутый пополам).



9 Называем одно время по-разному:

1 час 30 минут = половина второго и т. д.

 

10 Определяем время на электронных часах:


08:30 10:00 12:30 и т. д.
 



11 Соединяем одинаковое время на разных часах.
 


12 Называем время с маленьким словом "без"
.

Сначала делим циферблат четырьмя горизонтальными линиями на 5 частей. Если циферблат бумажный, то его можно разрезать.

Если минутная стрелка показывает на 1 - это 5 минут, если на 11(напротив пятерки!) - это без 5 минут (такого-то часа!)и т. д.
 
13 Вводим понятие суток.

12 часов дня - полдень.
Минутная стрелка за сутки проходит 2 круга, а часовая - один.
Сутки = утро, день, вечер, ночь = 24 часа.
12 часов ночи - полночь.

Пробегут часы, минутки,
Соберутся вместе в сутки.
В них 24 часа, и стрелки творят чудеса.

Стрелка первый круг проходит, -
Полдень в гости к нам приходит,
А она спешит опять час за часом отмечать.

Стрелка круг второй прошла, -
В гости полночь к нам пришла,
День прошел, прошла и ночь, -
Убежали сутки прочь.
С.Кузьмин

 
14 Переходить на следующую ступеньку обучения только после полного усвоения предыдущего материала.
 
Определение времени - это сложная задача для дошкольника, многие дети начинают хорошо, уверенно ориентироваться по часам только уже в первом классе или позже, а некоторые усваивают сразу - главное не торопиться, запастись терпением и все получится.


15
До 12 часов дня - утро.
После 12 дня - день, когда говорим: час дня или 13 часов;
14 часов или 2 часа дня;
23 часа или 11 часов ночи;
24 часа = 12 часов ночи = полночь.
После полуночи начинаются следующие сутки: 1 час ночи,
2 часа ночи и т. д.



                                                       Задачка на смекалку.   Что общего между часами и Чиполлино ?
                                                                                                
16 Достигнутый положительный результат можно завершить семейным походом в магазин за настоящими наручными часами для вашего старательного ребенка.
 
ПОЛЕЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1 "Веселые часы. Определяем время." 5-6 лет
Из серии "Умные книжки."
2 "Определяю время." Части 1, 2. 5-7 лет
Из серии "Я познаю мир." Н.Л.Шестернина
3 Книжка с наклейками "Который час?" От 5 лет и старше.
"Уроки стрекозы." Л.Таранова.
4 Дошкольная подготовка 6лет."Время и часы."
"Уроки стрекозы."
5 "Учимся определять время." У.Дисней.
Книжка с циферблатом.
6 Папка дошкольника "Знакомимся со временем."
Материал на отдельных листах.
7 Знакомство со временем. 3-5 лет
"Мой день. Ориентируемся во времени."
Гордиенко С.А.


8 Знакомство со временем. 3-5 лет
"Тик - так. Изучаем часы."
Гордиенко С.А.
9 Дошкольный проект "Время."
(Более 200 наклеек.) С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина и др.
10 Тетрадь "Который час?"
Из серии "Скоро в школу." Художник Н.Князева
11 Библиотека детского сада. Хочу в школу.
Раскраска "Узнаем, который час."
12 "Мои часы." Новикова В.П.
Подготовка к школе.
13 "Часы и время." Обучающая пропись - раскраска.
14 Раскраска "Который час?" Художник С.Качанова.
15 "Время и календарь." Мир дошкольника.
Кузьмин С., Пустоваловы И. и В.
16 "Малышам о времени." Старжинская И.В.
17 "Человек придумал часы." Е. Ефимовский.
18 "Сколько часов у времени?" Стельмашонок С.

 
*маленькие фотографии можно просмотреть в увеличенном формате, кликнув по ним указателем.
 
Главная Занятия Игры Литература Отдых К праздникам  Мероприятия Контакты
WWW.DETKI5LETKI.NAROD.RU