Учимся играя
Индивидуальная подготовка детей к школе                         
Главная Занятия Игры Литература Отдых К праздникам  Мероприятия Контакты

Развитие детей
от 2-х до 3-х лет

Развитие интеллекта у детей. Развитие мышления, мелкой моторики. Сенсорное развитие малышей.

  ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНОК К ТРЕМ ГОДАМ.
 



Математические основы:

- счет до 5;
- геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал;
- цвета (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный);
- много - мало, один - ни одного;
- больше – меньше, поровну, столько же;
- найди такую же (парные картинки, игрушки);
- подбор предметов по размеру (сбор пирамидки: большое кольцо, поменьше, еще меньше, самое маленькое; сбор матрешки);
- складывание картинок из 2-3 частей;
- право – лево, верх – низ;
- сравнение предметов по длине, ширине, высоте.



Развитие речи:

- называть предметы окружения и знать их назначение;
- понимать, какие предметы относятся к группам «игрушки», «одежда», «овощи», «фрукты», «транспорт» и др.;
- уметь рассказывать, из каких частей состоят предметы (тело человека, дом, машина…);
- знать названия нескольких птиц;
- домашних животных и их детенышей (звукоподражание);
- лесных (диких) животных и их детенышей;
- деревьев (елочка, береза, рябина);
- цветов (ромашка, одуванчик, роза);
- насекомых (жук божья коровка, бабочка, муравей, муха, комар);
- знакомить с явлениями природы в разное время года;
- частями суток (что делают утром, где находится солнышко днем, когда показывают по телевизору передачу «Спокойной ночи, малыши!», ночью на улице темно и люди …);
- заучивать стихи и загадки, потешки
 
 
МАМА Я.Аким
Мама, так тебя люблю,
Что не знаю прямо!
Я большому кораблю
Дам названье «МАМА».
ДОЖДИК
Дождик, дождик, кап – кап – кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять.
Мы намочим ножки.
ХОЛОДНО О.Высотская
Кто мяукнул у дверей?
Открывайте поскорей!
Очень холодно зимой.
Мурка просится домой.
 
ОДУВАНЧИК
Уронило солнце лучик золотой,
Вырос одуванчик первый, молодой.
У него чудесный золотистый цвет,
Он большого солнца маленький портрет.
ЗАЙКА А.Барто
Зайку бросила хозяйка –
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
МИШКА Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.
 
ЛЕТО Е.Благинина
Весело нам летом!
Всюду травка и цветы.
Побежим скорей, ребята,
На лужок плести венки.
ПИЛОТ В.Степанов
В небо синее пилот
Поднимает самолет
И летит за облаками
Над горами и лесами.
*** М.Дружинина
Сел медведь на бревнышко,
Стал глядеть на солнышко.
Не гляди на свет, медведь!
Глазки могут заболеть!
 
 
Для развития речи двухлетнего ребенка очень важно развитие СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ:
- определение звучания игрушек (резиновая пищалка, колокольчик, погремушка и др. звучат за ширмой) – «Возьми и назови то, что слышал»;
- повтор уже знакомых слов (машина, мячик; кошка мяукает, а собака лает; есть у ежика и елки очень колкие иголки).




Необходимо на каждом занятии с ребенком делать ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:
- дуть на вертушку, перышко, ватку, другие легкие предметы на столе;
- надувать шарики, мыльные пузыри;
- дуть на бумажные кораблики, деревянные мелкие игрушки в тазике с водой;
- выдувать теннисный шарик из чашки.  
 
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА проводится в медленном темпе несколько минут сначала одной рукой, потом – другой, а потом двумя руками вместе. Например, поочередное касание кончиком большого пальца кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца: 
 
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
(держа мизинец)
- Тише, пальчик, не шуми!
Братиков не разбуди!
(все пальцы разжать)
Встали пальчики – «Ура!»
В детский сад идти пора!
Можно пальчики считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
На одной руке – опять:
Раз, два, три, четыре, пять.


Я здороваюсь везде – дома и на улице.
Даже «Здравствуй!» говорю
Я соседской курице.
 



Перекатывание грецких орехов, шариков в ладонях.
 Перекатывание шестигранного карандаша между ладонями.



Нанизывание бус.
Игры с  мелкими игрушками (киндер – сюрприз, лего, мозаика, различные мелкие виды конструкторов), семенами.
 
 
 
ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
 
- работа с пластилином (отщипывание, раскатывание шариков, «колбасок», соединение их кончиков…);
- работа с бумагой и клеем (намазывание обратных сторон готовых геометрических фигур, составляя при этом из них домик, елочку, солнышко, снеговика и др.);
- учим открывать и закрывать ножницы (резать только прямо: травка, бахрома коврика и т.д.);
- работа с мягкими карандашами (прямые линии в разных направлениях: дождик из тучки, дорога от машинки в гараж, клетка для животных, штриховка силуэтных предметов, учим обводить геометрические фигуры по трафаретам и т.д.);
- работа с красками (гуашь) и кистью (раскраски для малышей).

 
 
Развить интеллектуально двухлетнего ребенка  поможет серия изданий «Умные книжки»: «Цифры и числа», «Что нас окружает», «Вправо-влево, вверх-вниз», «Запомни картинки» и др.
В сборниках развивающих заданий «Грамотейка» и «Обучалочка» учтены основные направления, по которым надо работать, чтобы дети стали «умничками», рисунки крупные, красочные, есть задания по развитию графических навыков.

 Не надо сильно расстраиваться, если ваш малыш не все запоминает так, как вам бы хотелось,- индивидуальные способности у всех разные, просто кому-то надо больше времени на усвоение того или иного материала, терпение и труд все перетрут… 
 
 
Примерный конспект занятия «Зайчик» для детей 2 – 3 лет.  


1.Встреча с Зайцем (Приветствие. Знакомство.)
- Какой Зайчик? (Большой,мягкий,пушистый, белый…).
- Что у него есть? (Два уха – счет 1-2, много лапок – счет 1-4, хвостик-1, маленький, короткий, пушистый).
- Где живет Зайчик? (В лесу).
- Что любит кушать? (Морковку, капусту. Муляжи овощей или картинки – Покажи).


2.Лепка морковки для Зайчика.

3.Зайчик любит прыгать на лужайке и любоваться цветами и бабочками. Дыхательное упражнение – «Подуй на бабочку» ( на нитке).


4.Вдруг пошел дождик, и Зайчик спрятался под кустик.

Развиваем графические навыки – рисование прямых вертикальных линий из тучи на цветы.

5.Физразминка. Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот – так, вот – так он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот – так, вот – так, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот – так, вот – так, надо зайке поскакать.


6.Пришел к Зайчику его друг Ежик с «Чудесным мешочком».
(Разноцветные геометрические фигуры большие и маленькие :
три зеленых треугольника, синий квадрат, желтый круг).

- Развивающая игра «Назови фигуру» (Цвет, размер).

7.  Аппликация
«Строим дом для Зайчика».
(Квадрат – дом, треугольник – крыша, круг – окно, два треугольника – елочка).



 
Построили друзья дом и стали веселиться.

8. Музыкальная пауза с длинными и короткими лентами (Вверх подбросим – внизу возьмем. Какая ленточка в руке? (Длинная.) Какая – на полу? (Короткая.)  
 


9.Пришла мама Зайчиха с базара и принесла полную корзину овощей и фруктов.


Игра «Помоги Зайчихе отделить фрукты от овощей»
 
10.Помогли друзья Зайчихе и пошли рисовать.  (Раскрашивание капусты и морковки красками).  
 
 









11.Угощение ребенка свежей морковкой.  
 
 
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ДОЛЖНО СОДЕРЖАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ:
 
 - развитие речи (активизация словарного запаса, описание предмета, картинки, ответы на вопросы);
- графические навыки;
- изучение цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный; если ребенок хорошо усваивает материал, можно добавить коричневый и оранжевый);
- геометрические фигуры;
- музыкальные паузы, физминутки;
- дыхательные упражнения;
- пальчиковая гимнастика;
- счет, цифры;
- буквы (сначала гласные: А,У,О,И,Ы,Э,Е,Ё,Ю,Я, потом согласные);
- понятия: больше – меньше, широкий – узкий, длинный – короткий, высоко – низко, справа – слева и т.п.;
- лепка;
- аппликация;
- рисование красками, карандашами, мелками (прямые линии, закрашивание силуэтных форм, примакивание: листики на веточке, пятна жирафа и т.д.).
- поощрение ребенка.

Последовательность видов деятельности на занятии может меняться в зависимости от содержания той сказки или истории, которую вы должны придумать, чтобы задания выстраивались в логическую цепочку, и ребенку было интересно все 30-40 минут занятия. При планировании надо учитывать индивидуальные особенности, темперамент ребенка, возможно, кому – то будет достаточно и двадцати минут.

  
ЛИТЕРАТУРА.

1.О.В.Елецкая, Е.Ю.Вареница «День за днем говорим и растем».
Пособие по развитию детей раннего возраста.
2. «Грамотейка». Интеллектуальное развитие детей 2 – 3 лет.
3. Серия «Умные книжки»:«Цифры и числа», «Что нас окружает», «Вправо – влево, вверх – вниз», «Запомни картинки» и др.
4. «Обучалочка». Сборник развивающих заданий. 2 – 3 года.
5. Л.П.Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
6. Азбука с наклейками.
7. Е.И.Соколова «Четыре времени года». ( Из серии «Детский сад: день за днем»).
8. «Транспорт». 1 -2 года. Уроки для малышей.
9. «Правила дорожного движения для маленьких пешеходов». Развивающая книжка с наклейками.
 
 
Главная Занятия Игры Литература Отдых К праздникам  Мероприятия Контакты
WWW.DETKI5LETKI.NAROD.RU